художественное решение
корпоративных вопросов

Арт-тимбилдинги: ситуация на рынке

Решили разобрать подробнее, откуда все же появились арт-тимбилдинги в России и почему к командообразованиям до сих пор сохраняется скептицизм со стороны руководства организаций и кадровых отделов.

Напомним, что как явление, тимбилдинг появился в США в 30-х годах XX века благодаря теориям профессора Элтона Мэйо. Социолога поддержали и другие ученые, и уже в 60-70-х годах командообразования стали активно использовать в США и Европе, а к концу 90-х возникает востребованность и в России.

На основе опыта западных родоначальников тимбилдинга и советских традиций общественного сплочения (вспомним коллективные уборки полей, пионерлагеря и тд.), в России появился собственный продукт. Он стал популярным, но все еще неоднозначным инструментом командообразования из-за недостаточной квалификации первых тренеров и, как результат, полученного негативного опыта, который не дает трезво оценить пользу тренингов на сплочение степень проработки таких задач, как кросс-функциональные взаимоотношения, формирование лидерства и др.

Изначально популярные механики «веревочного курса» и выездных тимбилдингов на природе, позднее становятся менее востребованными. У компаний возникла потребность в уникальной и качественной услуге, отличающейся от предыдущих предложений.

И такая механика появилась на российском рынке. Сценарий арт-тимбилдинга «Составная картина», пришел от европейских коллег более 10 лет назад, и далее развивался ивент-агентствами самостоятельно. Спустя несколько лет, перенимая опыт у зарубежных коллег по рынку, появлялись основные провайдеры творческих командообразований — исполнители, или прямые подрядчики, которые занимались только этим направлением. Крупные ивент-агентства также проводили арт-тимбилдинги самостоятельно, но сейчас, в большинстве случаев, работы идут по системе подряда с привлечением небольших профильных фирм. Это достаточно бюджетно и позволяет агентствам быть многопрофильными компаниями-организаторами, сотрудничающими с подрядчиками-специалистами, как, например, наша студия.

Этим летом, мы проводили анализ коллег по рынку, так как на рынке появилось множество подрядчиков, которые оказывают подобные или аналогичные услуги. Глубокий анализ предложений показал, что, как правило, это НЕ тимбилдинги, а привычные мастер-классы, но с единственным коллективным результатом — составной картиной, без глубокой проработки каких-либо задач, которые, как правило, ставят перед подобным мероприятием. Однако, сценарий с картиной добавляют в арсенал все больше и больше компаний, которые являются обычными студиями по проведению мастер-классов для сектора b2c.

Когда мы задавали вопросы о том, в чем же состоит командное взаимодействие, прорабатываются ли кросс-платформенные взаимодействия, как работаете с коммуникациями, выявляете ли сильные и слабые стороны команд, то, к сожалению, почти не получали внятные ответы. Из 20 провайдеров-коллег по рынку только несколько предлагают действительно качественную услугу, но в целом, тенденции рынка удручают. При увеличивающейся популярности сценария, появляются множество фирм, желающих быть на волне трендов, и предлагают такие тимбилдинги без соответствующей компетенции, подготовки и с низким уровнем эффективности. В игру вступают и обычные художественные студии, считающие себя тренерами-тимбилдерами. Это сказывается на рынке — однажды получившие некачественную услугу заказчики уже не хотят включать арт-тимбилдинги в планы развития коллектива, используя только внутренние ресурсы для задач формирования и сплочения коллектива.

В условиях заведомого негатива к арт-тимбилдингу, приходится постоянно пробивать стены недоверия и парировать высказывания вроде «тимбилдинги не работают». Мы верим, что совсем скоро ситуация изменится, и со своей стороны стараемся улучшить отношение к арт-тимбилдингам успешными кейсами проведенных мероприятий.

Среди наших клиентов

и не только они :)